Сбежавший осужденный офицер российской армии Олег Леонтьев возвращен из Сирии и приговорен к реальному наказанию

Фонд «Право Матери» добился реального наказания для офицера Леонтьева, по вине которого погиб солдат-срочник Илья Горбунов. Принимая во внимание все обстоятельства, связанные с этим делом, это большая победа Фонда, нам удалось добиться практически невозможного.

Тем не менее, сегодняшний новый приговор по делу, вынесенный апелляционной коллегией судей Московского окружного военного суда, Фонд «Право Матери» тоже намерен обжаловать. Мы недовольны квалификацией деяния подсудимого, которая не позволяет приговорить Леонтьева к более суровому сроку. Также Фонд «Право Матери» обязательно подаст заявление в Московскую городскую военную прокуратуру с просьбой дать правовую оценку действиям командования войсковой части, проверить на законность приказ о командировании осужденного Леонтьева в Сирию. Покинув территорию России, осужденный нарушил обязательство не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда (ст. 102 УК РФ «Подписка о невыезде и надлежащем поведении»). В прокуратуру Наро-Фоминского гарнизона по этому вопросу мы уже обращались и получили ответ: «Поскольку запрошенные данные относятся к ограниченной информации, то сообщить Вам о таковых без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, не представляется возможным»...

Илья Горбунов (1998 г. р.) был призван в армию из Брянской области. Уже через три месяца его близким из армии прислали цинковый гроб. Он погиб в в/ч 32010, потому что его – необученного, без допуска к управлению, – посадили в сломанный, не подлежащий эксплуатации танк, и приказали перегнать этот танк по обледеневшему колейному мосту.

В этой истории замешано несколько офицеров части, но обвинение было предъявлено лишь одному – Олегу Леонтьеву. Фонд «Право Матери» представляет в этом деле интересы потерпевшей, сестры погибшего Марии Пупченковой. Дело приобрело широкую огласку в связи с официальным признанием Олега Леонтьева (он сказал об этом в последнем слове 4 июля 2018 года) факта участия «в одном из мероприятий на территории сопряженной страны, на которой нас как бы не было».

Полное последнее слово обвиняемого – см. пресс-релиз Фонда «Право Матери» N 59/1960 от 04 июля 2018 года; с историей судебного процесса по делу можно ознакомиться, прочитав пресс-релизы Фонда «Право Матери» NN 41/1942 от 22 мая 2018 года, 43/1944 от 23 мая 2018 года, 51/1952 от 5 июня 2018 года, 55/1956 от 25 июня 2018 года, 56/1957 от 28 июня 2018 года).

6 июля 2018 года Леонтьев был приговорен к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года. Такой мягкий приговор за смерть солдата стал возможен, потому что суд первой инстанции (Наро-Фоминский гарнизонный военный суд, судья Дмитрий Балабанов) по собственному усмотрению переквалифицировал обвинение Леонтьева с предъявленной ему ст. 286 УК РФ ч. 3 п. «в» («Превышение должностных полномочий, повлекшее тяжкие последствия») на ст. 350 ч. 2 УК РФ («Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее по неосторожности смерть человека»). По ст. 286 «условкой» осужденный вряд ли бы отделался… Суд первой инстанции проявил невероятное снисхождение к Леонтьеву. И Леонтьев немедленно нарушил закон, а именно – статью 102 УК РФ («Подписка о невыезде») и сбежал от уголовной ответственности в Сирию, не дожидаясь апелляционного слушания, то есть до вступления приговора в законную силу. Из-за этого апелляционное рассмотрение дела в Московском окружном военном суде было отложено с 11 сентября 2018 года на сегодняшний день.

В сегодняшнем заседании юрист Фонда «Право Матери» Надежда Кузина заявила письменное ходатайство об изменении Леонтьеву меры пресечения в связи с нарушением им обязательства не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда. Защитник Леонтьева Игорь Чевычалов возражал: мол, Леонтьев – военнослужащий, он убыл в Сирию не по своей воле, а по приказу. Коллегия судей согласилась с доводами защитника, и ходатайство Фонда «Право Матери» удовлетворено не было. Тем не менее, мы остаемся при своей позиции – закон (УК) выше любого приказа. Приказ, нарушающий закон, является незаконным. Поэтому Фондом подается заявление в прокуратуру о проверке этого приказа на законность. Мы намерены добиться привлечения к ответственности должностных лиц, способствовавших фактическому побегу осужденного.

Далее юрист Фонда «Право Матери» Надежда Кузина изложила доводы нашей апелляционной жалобы:

Квалификация деяния, совершенного Леонтьевым О.В., данная судом первой инстанции при провозглашении приговора, не соответствует фактическим обстоятельствам, установленным по делу. Согласно приговору Наро-Фоминского ГВС от 06 июля 2018 г. Леонтьев О.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.350 УК РФ, как если бы Леонтьев, будучи за рулем, совершил «наезд» на Горбунова. Данная квалификация не соответствует произошедшему. Органами предварительного расследования Леонтьеву О.В. было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч.3 ст.286 УК РФ. По мнению стороны потерпевших, данная квалификация полностью соответствовала совершенному Леонтьевым О.В. противоправному деянию. Юрист Фонда «Право Матери» потребовала отменить приговор Наро-Фоминского гарнизонного военного суда от 6 июля 2018 года и вынести обвинительный приговор, в соответствии с которым признать Леонтьева О. В. виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ и назначить наказание в виде реального лишения свободы сроком на 10 лет.

Защитник Леонтьева, Игорь Чевычалов возражал. По его мнению, в случившемся есть вина не только Леонтьева, но и других должностных лиц войсковой части. «Леонтьев – человек маленький» – заявил защитник. (Какими же тогда совсем малюсенькими являются несчастные призывники вроде нашего погибшего Ильи Горбунова, находящиеся в полной власти такого «маленького» Леонтьева, от решений которого зависит их жизнь? Кого в следующий раз он решит посадить управлять танком без предварительного обучения?).

Юрист Фонда «Право Матери» Надежда Кузина ответила защитнику: «Действия других должностных лиц части не умаляют ответственности самого Леонтьева…».

Сам обвиняемый Леонтьев говорил в сегодняшнем заседании, что Илья Горбунов, когда садился в танк, якобы был подготовлен, так как у него уже якобы были случаи управления данным танком. Кроме того, перегон танка по колейному мосту проводился якобы в рамках подготовки солдат к управлению танком (то есть был частью занятий).

На это юрист Фонда «Право Матери» Надежда Кузина заявила, что Леонтьев лжет. Его слова опровергаются свидетельскими показаниями таких же солдат-срочников, как погибший Илья: Леонтьев не проводил с ними никаких занятий, и управлять танком они каким-то образом учились друг у друга. Заявление Леонтьева о том, что перегон танка по обледеневшему колейному мосту якобы был частью занятий, также не соответствует действительности: перегон танка может осуществляться только подготовленным лицом, имеющим допуск к управлению танком. Никакого допуска у Ильи не было.

Прокурор Сергей Дальниченко попросил коллегию судей удовлетворить апелляционное представление прокуратуры: отменить условное наказание и назначить Леонтьеву наказание в виде реального лишения свободы – три года колонии общего режима.

Осужденный Леонтьев сказал: «Прошу оставить решение в полном объеме, так как я понес то наказание, которого достоин». Отвечая на вопросы судей, в заседании Леонтьев продемонстрировал медаль Министерства Обороны «Участник военной операции в Сирии» и удостоверение к этой медали. Также Леонтьев сообщил, что представлен к медали Суворова и «За боевые отличия» и должен вот-вот все эти награды получить.

Коллегия в составе судей Игоря Бельдзейко, Владимира Краснова, Виктора Елфимова, заслушав позиции сторон, изучив материалы дела, после совещания огласила определение, которым изменила приговор первой инстанции в части назначения наказания осужденному Леонтьеву. Олег Леонтьев получил три года колонии-поселения.

Фонд «Право Матери» обжалует сегодняшнее определение суда.

*     *     *

 

Чтобы продолжать бесплатно помогать всем семьям погибших военнослужащих, нам нужна ваша активная поддержка!

Подписывайтесь на ежемесячные пожертвования в пользу Фонда!

Мы тратим ваши пожертвования на:

  • Технические расходы (телефон, бумага, копировальные и пр.) при подготовке к делу,
  • Самые дешевые авиа- или ж/д- билеты туда-обратно (на все заседания, сколько их будет),
  • Проживание юриста в эконом-гостинице во время суда (если это требуется),
  • Оплату труда специалистов (юристов, пресс-секретаря), кто профессионально работает по конкретному делу.

Мы не берем с самой семьи погибшего солдата ни копейки: ни фиксированной платы, ни "процентов от выигрыша" - ничего.

Право Матери — Межрегиональный Благотворительный Общественный Фонд (г. Москва)

Лучников переулок, дом 4, под. 3, комната 4.
Тел.: +7 (495) 606-05-81
Факс: +7 (495) 606-05-81
E-mail: [email protected]
Сайт: http://mright.hro.org/