Дело Александра Шерера: история изъятого сердца продолжается

12 МАРТА Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд вынес решение по делу о гибели в армии Александра Шерера. Саша Шерер, призывник из Волгоградской области, погиб на 102-й военной базе российских войск в Республике Армения. Ему было двадцать лет. Он был силач и спортсмен, вел здоровый образ жизни. Военные сообщили родителям, что их сын «при движении на завтрак столкнулся с другим военнослужащим, упал, начал задыхаться и умер». Не поверив в эту странную версию гибели сына, родители Александра сразу же обратились в Фонд «Право Матери». Юристы Фонда проконсультировали родителей о необходимости проведения независимой экспертизы. Шереры преодолели все препятствия: сопровождающие тело военные, конечно же, настоятельно советовали убитым горем родителям побыстрее провести похороны, а все экспертные бюро их области, будто бы сговорившись, отказали им в проведении независимой экспертизы, испугавшись того, что тело прибыло из армии. На экспертизу Сашино тело пришлось везти за тысячу километров, на Урал, и отец погибшего лично проделал весь этот путь. Независимая экспертиза показала, что из тела погибшего изъято сердце.

В ходе предварительного следствия по уголовному делу, возбужденному по факту гибели Александра Шерера, было установлено, что 25 февраля 2014 года у Александра произошел конфликт с сослуживцем Косиновым. В ходе конфликта Косинов применил к Александру борцовский прием (захват рук и бросок через бедро), после чего Александр упал на спину, начал задыхаться, хрипеть, а затем впал в бессознательное состояние. Попытки оказания медицинской помощи не были результативными, Александр Шерер скончался. 27 февраля 2014 года эксперты филиала N 2 Федерального государственного казенного учреждения «111 Главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз» Министерства обороны Российской Федерации (г. Ростов-на-Дону) Виноградов, Кравцов, Мокеев провели исследование трупа Александра Шерера (экспертное заключение от 25 марта 2014 года) и пришли к следующим выводам о причинах его смерти: «острый интрамуральный инфаркт миокарда…», «атеросклероз межжелудочковой ветви левой венечной артерии со стенозом просвета около 80%..., отек легких и головного мозга». Во время исследования эти эксперты и изъяли из тела погибшего сердце и передать его на независимую экспертизу стало невозможно. Именно выводы экспертов филиала N 2 «111 ГГЦСМКЭ» о причинах гибели Александра Шерера послужили основанием к вынесению незаконного постановления от 24 сентября 2015 года о прекращении уголовного дела в отношении Косинова.

За право родителей узнать правду о гибели сына Фонд «Право Матери» бился более трех лет. Столько времени ушло у нас на то, чтобы вернуть изъятое из тела Александра Шерера сердце. Мы писали ходатайства и заявления. Мы судились. Нам пришлось обратиться с жалобой в Европейский суд по Правам Человека.

Независимые эксперты, которым было передано для исследования сердце Саши, дали заключение, что солдат скончался не от инфаркта, а от рефлекторной остановки сердца после получения травмы в рефлексогенную зону. Также независимые эксперты выявили массу нарушений, допущенных государственными экспертами 111-го центра. В частности, что препараты гистологического архива «взяты из разных трупов людей, возраст которых колебался в большом диапазоне, вплоть до 60-70 лет».

Уголовное дело в отношении Косинова было возбуждено заново, а потом 25 октября 2018 года снова прекращено двумя постановлениями следователя Андрусенко. Фонд «Право Матери» подал жалобу в порядке статьи 125 УПК РФ на эти постановления следователя о прекращении уголовного дела. Также мы обжаловали постановление следователя Андрусенко от 12 октября 2018 года о признании вещественным доказательством гистологического архива из трупа Шерер, в том числе, вещдоками были признаны куски сердца Саши Шерера. Это постановление не дает родителям погибшего захоронить сердце вместе с Сашей.

Интересы родителей погибшего в суде представляла юрист Фонда «Право Матери» Надежда Кузина. Она изложила позицию Фонда, пояснила доводы поданной Фондом жалобы, указала на имеющиеся в деле противоречия, свидетельствующие о неполноте следствия. Юрист Фонда потребовала, чтобы суд признал обжалуемые Фондом постановления следствия незаконными и необоснованными.

Следователь Андрусенко заявил в суде, что доводы жалобы Фонда «не обоснованы» и просил суд отказать Фонду в удовлетворении требований. Про заключение независимой экспертизы следователь Андрусенко сказал, что оно якобы «ненаучно». Юрист Фонда «Право Матери» потребовала, чтобы следователь пояснил, а в чем именно по его мнению, заключается «ненаучность» независимой экспертизы (четырех независимых специалистов – докторов наук, профессоров со стажем экспертной работы от 22 до 43 лет). Этот вопрос оказался слишком сложным для следователя.

В процессе следователя Андрусенко поддержал прокурор Мурат Гурмиков. Он также требовал, чтобы Фонду было отказано в удовлетворении жалобы.

Судья Сергей Браславцев, заслушав позиции сторон, изучив материалы дела, после совещания огласил решение, которым отказал Фонду «Право Матери» в удовлетворении жалобы.

Собственно, этого – последнего судебного отказа по делу и ждал Европейский суд по Правам Человека, чтобы приступить к разбирательству жалобы Фонда «Право Матери» по делу Александра Шерера… 

*      *      *


Чтобы продолжать бесплатно помогать всем семьям погибших военнослужащих, нам нужна Ваша активная поддержка!

Мы не берем с самой семьи погибшего солдата ни копейки денег: ни фиксированной платы, ни "процентов от выигрыша" - ничего.

Право Матери — Межрегиональный Благотворительный Общественный Фонд (г. Москва)

Лучников переулок, дом 4, под. 3, комната 4.
Тел.: +7 (495) 606-05-81
Факс: +7 (495) 606-05-81
E-mail: [email protected]
Сайт: http://mright.hro.org/