«В этом виноват от части Абасов. Он подействовал на меня морально и психически, запугал», - предсмертная записка призывника Ивана Муравьева

Фонд «Право Матери» продолжает участвовать в судебном процессе по делу о гибели в армии призывника Ивана Муравьева, который начался осенью 2019 года. Интересы родителей погибшего в процессе представляет старший юрист Фонда «Право Матери» по уголовным делам Леонид Лагода. В следующем заседании по делу, которое назначено на 25 февраля 2020 года, суд должен перейти к прениям сторон. Дело слушает судья Владимир Федоренко.

Иван Муравьев (1998 г. р.) был призван в армию из Тверской области в ноябре 2017 года. Сначала служил в учебной части в Сыктывкаре, там был условиями службы доволен, ни на что не жаловался. Через полгода службы, после учебной части Иван попал в Ставропольский край в в/ч 5588. Он был зачислен в списки личного состава части 23 мая 2018 года, а уже через месяц – 25 июня 2018 года он был обнаружен в туалете казарменного расположения в петле, изготовленной из брючного ремня, закрепленной на перекладине туалетной кабинки. В неотправленных смс-сообщениях был обнаружен текст, который психолого-психиатрическая экспертиза называет предсмертной запиской Ивана Муравьева: « В этом виноват от части Абасов. Он подействовал на меня морально и психически, запугал». Следствие установило, что до самоубийства Ивана Муравьева довели неуставные отношения со стороны сержанта Абасова. Абасов в армии давно – с 2007 года, в войсковой части 5588 – с 2013 года. Являясь для Ивана Муравьева начальником по званию, Абасов систематически применял к нему неуставные отношения. Сейчас он на скамье подсудимых. Ему было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий, повлекшем тяжкие последствия (п. «а», «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ) и доведении до самоубийства (ч. 1 ст. 110).

Из материалов дела, переписка Ивана Муравьева с матерью через соцсети: «Крем который от ожогов не помогает. Чет мажу, а все равно жжет все дико Это у меня только руки сгорели, а вот когда до плечей дойдет ппц че будет»; «Я очень сильно сгорел, у меня руки опухли Горят как будто варятся Плечи, лопатки и верх спины все в вулдырях… Ноги в кровь стер ходить не могу Все просто очень сильно болит Не знаю что делать Берцы все рваные внутри Трут сильно…»; «Говорят мне пиз…ц в роте, когда я приду… Потому что я [ лежал в санчасти ].…».

Войсковая часть 5588, куда попал служить Иван Муравьев, представляла собой классику неуставщины. У Ивана все денежное довольствие уходило на то, чтобы покупать сержантам шаурму и сигареты, он вынужден был просить деньги у матери: «Привет. Ничего хорошего… М. переводят в другую роту, когда все дембеля уедут мы вдвоем с … останемся… Крч звони дяде Боре может сможет что нибудь сделать… Зарплату получил когда 500 рублей сдали на роту. 200 рублей один … взял. Сказал что в долг. Но он сегодня уезжает. И с нашей роты [другой] 300 рублей забрал… Попроси дядю Борю, если сможет чтобы в Пятигорск перевели А то я тут не продержусь… меня так заеб…ют тут, помимо того, что у меня и так времени нету свободного так я еще теперь и трем сержантам конспекты должен писать… когда все уедут тяжелее будет. Наряды через сутки буду стоять… да и работы в разы прибавится Тем более этот … не убирается никогда. Придется все мне делать… Сплю вторые сутки по 4 часа…»; «Ну вот я себе с ЗП купил 2 пачки сигарет, пакет печенья и кофе Остальные деньги ушли… Это не дембель, а контрактник… Этот сержант такой тип. Я телефон например положу под подушку, а он прошманает и телефон только за что нибудь отдаст Да тут 2-3 сержанта таких…» – это сообщение было написано Иваном Муравьевым за два дня до гибели.

Но самой главной проблемой Ивана Муравьева в в/ч 5588 стал сержант Абасов (Абасов старше погибшего на десять лет) и неуставные взаимоотношения с его стороны, из материалов дела: «5 июня 2018 года около 12 часов 30 минут должностным лицом инженерно-технической роты, в казарменном расположении указанной роты войсковой части 5588 был найден на полу лейкопластырь, в связи с чем, сержанту Абасову К. Г. было сделано замечание по поводу порядка в расположении роты, Абасов К. Г. стал высказывать в адрес Муравьева И. А. грубые оскорбительные выражения, по поводу того, что Муравьев И. А. обронил лейкопластырь и этого не заметил, и потребовал от последнего проследовать в туалет казармы, для последующей его уборки. Повинуясь требованиям Абасова К. Г., Муравьев И. А. был вынужден подчиниться, и навести порядок в туалете. 24 июня 2018 ефрейтор Муравьев И. А. заступил в суточный наряд дневальным по инженерно-технической роте войсковой части 5588 (…) Абасов К. Г. 24 июня 2018 года около 12 часов, в помещении казармы инженерно-технической роты войсковой части 5588, потребовал от Муравьева И. А. спеть ему песни: «про инженерные войска», «спокойной ночи, малыши» и другие песни (…) Повинуясь требованиям Абасова К. Г., Муравьев И. А. был вынужден подчиниться, и спеть требуемые Абасовым К. Г. песни. Абасов К. Г. 24 июня 2018 года, около 16 часов 30 минут, в комнате командиров взводов в расположении казармы инженерно-технической роты войсковой части 5588, будучи недовольным тем, что ефрейтор Муравьев И. А. перед заступлением в суточный наряд дневальным по роте при получении штык-ножа и противогаза не расписался за их получение в соответствующей книге, и с целью наказать Муравьева И. А. за допущенную, по его мнению, небрежность, нанес ефрейтору Муравьеву И. А., три удара рукоятью штык-ножа в правую область головы. Абасов К. Г. 24 июня 2018 года около 16 часов 50 минут в помещении казармы инженерно-технической роты войсковой части 5588, потребовал от Муравьева И. А. надеть противогаз на голову и, находясь в противогазе, принять упор лежа и выполнить отжимания в количестве не менее 30 раз, на что Муравьев И. А. выполнил требования Абасова К. Г. Затем Абасов К. Г. потребовал от Муравьева И. А., находясь в противогазе, встать и выполнить 200 приседаний, на что Муравьев И. А. выполнил требования Абасова К. Г., и присел, находясь в противогазе не менее 15 раз». В ночь после издевательств со стороны Абасова, Иван Муравьев был найден в петле.

Из материалов дела, посмертная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза: «Муравьеву И. А. были присущи следующие индивидуально-психологические особенности. Нормальный уровень интеллектуального развития, оперативность, подвижность мышления, высокий уровень общей культуры, умение оперировать абстракциями, развитая аналитичность, стремление к новым знаниям, разносторонность интересов, склонность к свободомыслию, широта взглядов; достаточно развитые коммуникативные навыки, открытость в межличностных контактах, способность к непосредственному общению в сочетании со сдержанностью и рассудительностью в установлении социальных контактов, осторожность и застенчивость. (…) Эмоциональная чувствительность, утонченность, богатство эмоциональных переживаний, широкая эмоциональная палитра, развитое воображение, склонность к мечтательности, рефлексии, повышенная тревожность и интуитивность».

Ни армии, ни Родине Иван Муравьев со всеми своими прекрасными личностными особенностями не пригодился, его отправили домой в цинке. В армии такие не пригождаются. Там нужны дяденьки, которые без всякой склонности к рефлексии и эмоциональной чувствительности лупят пацанов штык-ножами по голове, не дают им спать, издеваются и выкачивают деньги из кошельков их матерей, готовых отдать последнее в надежде, что сын вернется из армии живым и здоровым.

В процессе Абасов вины своей не признал. Перед родителями Ивана Муравьева не извинился. Малолетняя дочь используется Абасовым как «смягчающее обстоятельство», чтобы облегчить бремя уголовной ответственности, которую он будет нести в случае обвинительного приговора. И только у матери Ивана Муравьева теперь вместо сына – могила на кладбище.

Фонд «Право Матери» требует самого сурового наказания для подсудимого по этому делу, а именно – 10 лет лишения свободы. Следующее заседание по делу назначено на 25 февраля 2020 года на 10.00. В этот день должны состояться прения сторон. Следите за пресс-релизами Фонда! 

*    *    *

Чтобы продолжать бесплатно помогать всем семьям погибших военнослужащих, нам нужна Ваша активная поддержка. Подписывайтесь на ежемесячные пожертвования в пользу Фонда!

Мы не берем с самой семьи погибшего солдата ни копейки денег: ни фиксированной платы, ни "процентов от выигрыша" - ничего. 

Право Матери — Межрегиональный Благотворительный Общественный Фонд (г. Москва)

Лучников переулок, дом 4, под. 3, комната 4.
Тел.: +7 (495) 606-05-81
Факс: +7 (495) 606-05-81
E-mail: [email protected]
Сайт: http://mright.hro.org/