За год на горячую линию помощи онкопациентам обратились более 35 тысяч человек

В 2019 году консультанты горячей линии помощи онкопациентам 8-800-100-0191 ответили на 36912 звонков пациентов с диагнозом “рак” и членов их семей. С психологическими запросами обратились 43% абонентов, с информационными — 27%, для получения консультации по медицинскому праву на линию звонили 18% абонентов. Чуть более 40% абонентов – родственники и близкие пациентов.

Юридическая и информационная помощь онкопациентам

Количество обращений из регионов в структуре юридических запросов по-прежнему остается высоким. На Москву и Московскую область приходится 34% обращений, 66% звонков поступают из регионов. Более половины вопросов онкологических пациентов касаются получения бесплатной медицинской помощи и лекарственного обеспечения. Запросы, связанные с получением инвалидности, составляют 12%. Чуть менее 10% абонентов испытывают трудности с оформлением и продлением больничного.

В службе отмечают улучшение ситуации с маршрутизацией пациентов: с поиском медицинских учреждений было связано 44% информационных запросов — по сравнению с 50% в 2018 году.

Психологическая помощь онкопациентам

Онкопациенты и их близкие продолжают остро нуждаться в комплексной психосоциальной помощи. Треть обратившихся на горячую линию за психологической поддержкой прибегают к помощи психологов-консультантов, чтобы справиться с тяжелым душевным состоянием и найти силы бороться с болезнью. Понять, как поддержать близкого человека, заболевшего раком, хотят 14% абонентов.

Около 13% обращений связаны с кризисными состояниями: аффектом, шоком после постановки диагноза или суицидальными мыслями. По сравнению с предыдущим годом, показатель вырос на 2%.

"Эффективность лечения пациентов измеряется не только объемом оказанной медицинской помощи, но и качеством жизни тяжелобольных людей и их близких во время лечения и после него.

Профессиональная психологическая помощь, которую мы безвозмездно оказываем пациентам, позволяет людям с диагнозом “рак” и их семьям сохранить эмоциональное благополучие, найти внутренние ресурсы и не сдаваться, а информационная и юридическая помощь служит для абонентов проводником, делая их путь к выздоровлению менее тернистым", — директор Службы “Ясное утро” Ольга Гольдман.


“Ясное утро” продолжает работу с медицинским персоналом. В 2019 году при поддержке Фонда Президентских грантов более 100 медиков прошли тренинги по развитию навыков коммуникации с пациентами и профилактике синдрома профессионального выгорания.

Наряду с телефонным консультированием, онкопсихологи Службы работают с онкопациентами и их близкими очно. В 2019 году очная программа работала в пяти московских больницах; специалисты Службы провели 879 индивидуальных и групповых психологических консультаций. За прошедший год состоялось 102 встречи групп поддержки для онкопациентов и людей, потерявших близкого.

В Службе подчеркивают: психологическая поддержка тяжелобольных людей до сих не осуществляется на системном уровне. Помощь психолога должна быть включена во все стандарты лечения и реабилитации онкологических пациентов. Чтобы изменить положение онкологических пациентов в России, необходимы консолидированные усилия государства и общества.