Отчет Декабрь 2017—Март 2018
Отчет предоставлен на сумму 18 975,83 рубля. Полученные средства были израсходованы на оплату услуг 6 специалистов, проводивших занятия по методике «Портаж» в апреле 2018 г. в г. Москве.
Занятия проводились 5 дней в неделю. В Центре содействия семейному воспитанию «Сколковский» 3 специалиста занимались с тремя воспитанниками, проведено 69 занятий. И в Центре содействия семейному воспитанию «Доверие» другие 3 специалиста занимались с тремя воспитанниками, проведено 69 занятий.
Методика “Портаж” используется по всему миру c 70-х годов 20 века и предназначена для индивидуальной работы с детьми, имеющими различные психофизические нарушения. С помощью методики дети с различной степенью нарушений приобретают навыки в сферах социализации, самообслуживания, познания, двигательной активности, коммуникации. Более 10 лет назад методику начали успешно применять российские организации.
Видя высокую эффективность методики, 5 лет назад наш фонд начал сотрудничество с официальными представителями методики в России. В настоящее время фонд вместе с партнерами проводит обучение по методике, организует пилотные проекты для новых команд, поддерживает продолжение занятий после завершения пилотных проектов.
В ЦССВ «Сколковский» пилотный проект по методике «Портаж» был начат в январе 2018г. Ранее при поддержке фонда 7 сотрудников учреждения были обучены работе по методике. Пилотный проект длился 6 месяцев, по июнь 2018г. В ходе проекта специалисты команды проводили ежедневные индивидуальные занятия с закрепленным за каждым из них ребенком. Всего в проекте было занято 7 воспитанников Центра возраста от 2 до 11 лет.
Всего в апреле было проведено 161 занятие. Каждый ребенок приобрел в среднем по 25 новых навыков, полезных в повседневной жизни! Основной упор был сделан на навыки социализации и самообслуживания – поскольку в учреждении большинство детей – сироты, и именно эти сферы у них развиты меньше всего. Проект значительно повысил их адаптивные возможности и уже вносит свой вклад в решение главной задачи учреждения - возврата детей в кровную семью или устройство в замещающую. Так, трех детей забрали в семьи уже в середине проекта!
Например, Наргиз за время проекта научилась танцевать, подражая другим детям – и на Дне открытых дверей потенциальные родители увидели ее и решили забрать в семью! За время проекта Наргиз еще научилась: одевать самостоятельно носки; расстегивать и застегивать кнопки, резать ножницами; следовать правилам, подражая другим детям; приветствовать членов семьи; следовать правилам в групповой игре, руководимой взрослым; наливать жидкость из емкости в емкость; мыть руки и ноги во время купания; описывать сценки или персонаж из знакомого рассказа; повторять пальчиковые игры, разыгранные с помощью слов и жестов; отвечать на вопрос «Что это?», называя знакомый предмет; просить «еще», и другие навыки. Все это, безусловно, поможет девочке жить в семье.
А Даниил научился: есть с помощью вилки; играть в переодевание, надевать куртку и рубашку, расстёгивать кнопки на одежде; разыгрывать сценки; делать выбор, когда об этом просят; взаимодействовать с взрослыми, следуя их указаниям; понимать проявление чувств; переливать жидкость из кувшинчика в стакан; мыть руки и ноги; указывать большие и маленькие предметы, и другим навыкам. Мальчика сейчас тоже забрали в семью – и ему будет гораздо легче адаптироваться в домашних условиях, ведь он же многое умеет.
В ЦССВ «Доверие» пилотный проект был завершен в мае 2017г. Это был первый пилотный проект в московском учреждении и он был очень успешен. В связи с чем, в учреждении было принято решение о продолжении занятий по методике и расширении команды. С помощью фонда были обучены еще 7 сотрудников ЦССВ. И с начала 2018г. команда продолжила работать по методике в увеличенном составе.
Всего в апреле было проведено 305 занятий. К этому моменту в проекте приняли участие уже 15 воспитанников Центра. И у каждого есть большие успехи в развитии!
Так, Ваня научился просматривать книгу, перелистывая по одной странице; подбирать предмет к картинке; пить из кружки, удерживая ее одной рукой; мыть руки в воде и затем умывать лицо и многое другое.
У Гали очень тяжелые нарушения, у нее почти нет двигательной активности. Но благодаря занятиям она уже может очень многое. Так, девочка научилась дотрагиваться с помощью специалиста до игрушек и даже захватывать объекты руками; стала следить за предметом, находящимся в поле зрения. И главное – девочка стала реагировать на окружающих людей, с ней стало возможно установить зрительный и речевой контакт, что поможет в дальнейшем ее развитии.
«Портаж» помогает специалистам увидеть то, что дети могут, а не то, что им недоступно. И помогает последовательно осваивать новые навыки, ставить реальные цели развития, и благодаря этому достигать их. Безусловно, это очень непростая и кропотливая работа – как для специалистов, так и для детей. Но их усилия приносят свои невероятные плоды!
Мы от всей души благодарим Жертвователей программы «Благо.ру»! С Вашей помощью жизнь детей с тяжелыми нарушениями развития становится качественно лучше, они развиваются и могут жить более полной и насыщенной жизнью!