Как в России психологи помогают онкобольным?

Служба помощи онкологическим пациентам и их близким «Ясное утро» уже 15 лет оказывает безвозмездную психологическую, информационную и юридическую помощь на горячей линии 8-800-100-0191 и очно. 

За 2021 год  консультанты обработали 31 040  обращений на горячую линию. 

38% запросов были психологического характера, из них запросы, связанные с кризисными состояниями и суицидальными мыслями составили 12%. Запросы о том, как справиться с онкологическим диагнозом и лечением продолжают занимать львиную долю и составили 30% всех психологических запросов, что на 5% больше, чем в 2020 году. Вопрос как поддержать близкого-онкопациента волнует 12% абонентов (11% в 2020 г.). Количество вопросов по взаимодействию с врачом снизилось практически в два раза - с 6% в 2020 г. до 3% в 2021 г., мы предполагаем, что это изменение связано с общим снижением доступности врачей-онкологов в связи пандемией.

Большинство обращений на горячую линию пришлось на пациентов на IV (43%) или на стадии постановки диагноза (22%). Пациенты в ремиссии обращались в 9% случаев, что еще раз подтверждает необходимость организации психосоциальной реабилитации и для бывших пациентов, формально завершивших лечение. 

Информационные запросы составили 26%, медицинские запросы составили 12%, их доли практически не изменились по сравнению с 2020 г.  Количество обращений из регионов составило 69%, 31% — из Москвы. 55% всех звонков поступило от близких и родственников онкопациентов. 

С юридическими запросами в 2021 году обратились 24% абонентов. Это на 6% больше, чем в 2020 году, что говорит о продолжающемся снижении доступности онкологической помощи для пациентов в стране. Большинство обращений касалось своевременной маршрутизации по учреждениям онкологического профиля, права на получение бесплатной медицинской помощи и лекарственного обеспечения.

В 2021 году психологи  Службы «Ясное утро» провели 2777 очных консультаций для пациентов в 9 медицинских учреждениях онкологического профиля Москвы и в консультационном центре Службы. 

«Прошедший год внес много изменений и в нашу работу. Ковидные ограничения по прежнему ухудшают доступность онкологической помощи для пациентов, что отражается в значительном повышении доли обращений на горячую линию по юридическим тематикам. Необходимо срочно обратить внимание на эту проблему - ведь именно в этой болезни своевременность лечения - это залог его успеха.

Наша медицина меняется со стремительной скоростью, наконец можно сказать, что у врачей возникает понимание как работают психологи в медицине и какой эффект от их работы можно ожидать. Мы рады, что московская онкологическая служба наконец стала более открыта к работе психологов. В 2021 году мы провели рекордное количество консультаций для пациентов в медицинских учреждениях.

За прошедший год на фоне пандемии в медицинском сообществе стало уделяться больше внимания вопросу эффективной коммуникации “врач-пациент”. Мы видим подвижки в понимании того, что необходимо заниматься профилактикой профессионального выгорания медицинского персонала, в том числе в онкологии, и мы непосредственно участвуем в этом процессе.

Конечно, объем оказанной помощи — это важный для нас показатель, но и над повышением качества оказываемой поддержки мы продолжаем много работать. Несмотря на локдаун, нашей команде удалось привлечь и обучить новые профессиональные кадры - 106 консультантов-психологов на горячей линии», — говорит Директор Службы Ольга Гольдман.


В 2021 году Служба совместно с Центром медико-социологических исследований НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗМ провела исследование, направленное на обоснование внедрения психологической службы в стационары и амбулатории онкологического профиля. Работа победила на международном конкурсе Research Got Talent. 


Полученные данные показали наличие выраженной потребности в онкопсихологической помощи в России. Были получены свидетельства об эффективности психологической помощи в онкологии, например позитивный эффект от консультации пациента подтвердили 9 из 10 опрошенных онкологов.


Исследование показало наличие барьеров в получении психологической помощи, среди которых неинформированность, недоступность и мысли о том, что обращаться за психологической помощью «стыдно». 
Врачи-онкологи также приняли участие в исследовании в рамках темы профессионального выгорания. По результатам опроса 52% специалистов обратились бы за психологической поддержкой, если бы имели такую возможность. Теперь получить поддержку они могут на новом телефоне доверия Службы “Ясное утро” 8-800-600-3629, работающем круглосуточно специально для медиков.
О службе «Ясное утро»

Служба «Ясное утро» обеспечивает работу Всероссийской горячей линии помощи онкобольным 8-800-100-0191 с 2007 года. Круглосуточно, бесплатно и анонимно мы принимаем более 3000 обращений со всей России каждый месяц. Позвонив на линию, абонент может получить консультацию опытного онкопсихолога, юриста по медицинскому праву, а также прояснить информационные вопросы, связанные с лечением. 

Сейчас «Ясное утро» – это не только горячая линия, но и программа очных психологических консультаций, курсы повышения квалификации для психологов, программы для специалистов, десятки изданных материалов для пациентов. Главная задача «Ясного утра» – поддержать пациента и его семью во время лечения: оказать психологическую помощь, грамотно проинформировать о правах и возможностях. Мы делаем все, чтобы у человека сохранились силы и желание выздороветь.