Очередная победа Фонда "Право матери"

2 августа 35-й гарнизонный военный суд города Петропавловск-Камчатский получил жалобу Фонда «Право Матери на постановление следователя военно-следственного отдела по гарнизону Вилючинск майора юстиции Юрьева об отказе в возбуждении уголовного дела по факту гибели старшины 1 статьи Дмитрия Пугачева, и на постановление об отказе в удовлетворении жалобы руководителя того же ВСО подполковника юстиции Гусейнова. Рассмотрение жалобы фонда состоялось 6 августа.

Дмитрий проходил службу по контракту с 2009 года. До этого он работал в полиции, какое-то время был водителем, в общем, в армию пришел взрослым и ответственным человеком. Как и все истории фонда «Право Матери», эта тоже начинается с трагедии - когда пять лет назад в акватории бухты Крашенинникова было обнаружено тело неизвестного поеннослужащего, в котором опознали Дмитрия Пугачева. По данному факту началась следственная проверка.

Сам институт следственной проверки многократно был предметом дискуссий среди юристов и правозащитников, например, в том же 2016 году высказывалась на эту тему Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. Фонд «Право Матери» разделяет позицию, которая считает «проверку» неполноценной подменой расследования уголовного дела, лазейкой для скорейшего «списания» дел в архив. Мы убеждены, что по факту гибели человека в армии, безусловно, должно сразу же возбуждаться уголовное дело, родители погибшего должны сразу же наделяться статусом потерпевших и соответствующим объемом прав, а дело должно расследоваться скрупулезно и эффективно.

Именно со всеми негативными последствиями «проверки» и выпало столкнуться родным Дмитрия Пугачева. Следствие очень быстро пришло к выводу, что Пугачев был пьян и по этой причине выпал за борт. Эта версия лишила родных погибшего права на социальные выплаты и доступ к правосудию – ведь уголовное дело так и не было возбуждено. Тем не менее, родные Дмитрия долго верили, что следствие установит истину по делу, однако четырежды следователем принимались решения об отказе в возбуждении уголовного дела, которые впоследствии отменялись как руководителем следственного органа, так и военной прокуратурой. Несчастные родственники ходили по кругу, а следствие снова и снова склонялось к версии о том, что Дмитрий погиб по вине алкогольного опьянения.

Практически потеряв надежду, в поисках справедливости отец Димы, Юрий Парахин, в 2020 году обратился за консультацией в фонд «Право Матери». Мы рекомендовали в данной ситуации провести независимую экспертизу, чтобы аргументированно дезавуировать выводы экспертизы официальной. К сожалению, такие экспертизы проводятся за счет родных погибшего, и материальный фактор в подобных делах часто становится помехой для дальнейшего эффективного обжалования, но значение и важность альтернативного мнения экспертов-профессионалов очень велики. Так случилось и по делу Дмитрия Пугачева. В независимом заключении перечислена масса противоречий и нарушений, допущенных в официальных заключениях. Отец попытался самостоятельно приобщить данное заключение к материалам проверки, но потерпел неудачу.

Проанализировав документы, юристы фонда обнаружили, что в материалах проверки имеются сведения о тяжелом заболевании Дмитрия Пугачева, из-за которого у него могло произойти субарахноидальное кровоизлияние, потеря координации и падение за борт. Эти сведения имеются в медицинских документах, то есть о болезни Пугачева было известно и его командованию и медицинскому персоналу, однако никаких действий направленных на его лечение не предпринималось. Фонд «Право Матери» составил жалобу в суд, дело было назначено к слушанию. Задачей фонда было признание незаконными и необоснованными постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и об отказе в удовлетворении жалобы о приобщении независимой экспертизы, и их отмена. 

Жалоба, подающаяся в суд в порядке статьи 125 Уголовно-Процессуального кодекса РФ, на практике может быть удовлетворена двумя способами: собственно судом или же самим следственным органом, который, избегая негативной судебной практики против своего ведомства, получив повестку из суда, внезапно «самостоятельно» отменяет обжалуемое постановление накануне судебного заседания. Так произошло и на этот раз: заместитель руководителя военно-следственного отдела Следственного комитета России вынес Постановление об отмене постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и Постановление о назначении комиссионной медицинской судебной экспертизы (это является следствием приобщения к материалам экспертизы независимой). Таким образом, фонд «Право Матери» полностью добился выполнения поставленной задачи.

*     *     *

Чтобы продолжать бесплатно помогать всем семьям погибших военнослужащих, нам нужна Ваша активная поддержка.

Подписывайтесь на ежемесячные пожертвования в пользу Фонда!

Когда мы просим Вас сделать благотворительное пожертвование "на уставную деятельность Фонда" - мы просим у Вас возможности добиться справедливости.

Мы не берём с самой семьи погибшего солдата ни копейки денег: ни фиксированной платы, ни "процентов от выигрыша" - ничего.

Право Матери — Межрегиональный Благотворительный Общественный Фонд (г. Москва)

Лучников переулок, дом 4, под. 3, комната 4.
Тел.: +7 (495) 606-05-81
Факс: +7 (495) 606-05-81
E-mail: [email protected]
Сайт: http://mright.hro.org/