В Общественной палате обсудили вопросы образования детей и взрослых с тяжелыми множественными нарушениями развития
Участники круглого стола затронули проблемы недостатка ранней помощи детям с ТМНР в условиях образовательных организаций, отсутствия преемственности дошкольного и школьного образования, дефицита кадровых, материально-технических, финансовых и организационных условий образования детей с нарушениями развития. Также эксперты и родители выявили опасную тенденцию участившихся переводов детей с ТМНР на домашнее обучение и семейное образование.
Выступая с приветственной речью, председатель комиссии Общественной палаты РФ по доступной среде и развитию инклюзивных практик Диана Гурцкая отметила важную роль НКО в повышении эффективности образования детей с ТМНР.
Директор псковского Центра лечебной педагогики и член Общественной палаты РФ Андрей Царёв подчеркнул необходимость смещения акцента в образовании с ориентира на цели для всех детей, установленные школьной программой, на индивидуальные возможности и особые образовательные потребности конкретного ребенка. Отметил недостаточность взаимодействия и партнерства между семьями и образовательными организациями. «Нужно вводить единые требования к структуре, порядку разработки и реализации специальной индивидуальной программа развития (СИПР) и обязательно согласовывалась ее содержание с родителями или законными представителями ребенка. Также, по возможности, следует отходить от надомного образования для детей с ТМНР, потому что без обучения в школе не будет социализации».
По мнению Лидии Мониава, соучредителя детского хосписа «Дом с маяком», любой ребенок с нарушениями развития должен и может посещать общеобразовательную школу, и многое зависит от желания и возможности семьи. Она озвучила результаты опроса двухгодичной давности среди семей хосписа на тему обучения. «Из пациентов хосписа школу посещают всего 10% детей, еще 30% числятся в школе, но учатся на дому, а 60% паллиативных детей школьного возраста в Москве и МО вообще не зачислены в школу. Особенно удручающая ситуация среди детей, живущих в интернатах. Там все дети зачислены в школу, но фактически образования не получают».
Председатель правления РБОО «Центр лечебной педагогики» Анна Битова обратила внимание на важность альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК). «Понятие альтернативной и дополнительной коммуникации необходимо включить в законопроект о реабилитации и абилитации. Должны быть приняты единые стандарты: дополнительная коммуникация и альтернативная коммуникация (жестовая, предметная, картинная, тотальная и др.). Также нужно начать готовить переводчиков в сфере АДК, чтобы люди, у которых отсутствует звучащая речь, могли нормально общаться, формулировать свое мнение и их мнение должно быть услышано».
Елена Багарадникова, мама ребенка с РАС и исполнительный директор РОО помощи детям с РАС «Контакт», отметила, что создание специальных условий и реализация адаптирующих программ для детей с ТМНР в большинстве регионов финансируется недостаточно. Она предложила сделать систему подушевого финансирования более прозрачной и разработать четко определенную методику расчета коэффициента по подушевому финансированию образования детей с особыми образовательными потребностями.
Опыт дошкольного образования детей с ТМНР представили Вечканова Ирина, заместитель заведующего, Юрченко Татьяна, заведующая ГБДОУ детским садом №83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, который получил признание на Всероссийском конкурсе «Лучший инклюзивный детский сад» 2021 г. При существующем многообразии вариативных форм в дошкольном образовании спикеры отметили отсутствие нормативной базы и методических рекомендаций по дошкольному образованию детей с интеллектуальными нарушениями и ТМНР, включая организацию сетевого взаимодействия учителей-дефектологов разных специализаций (олигофренопедагога, тифло- и сурдопедагога), находящихся в разных учреждениях. Для обеспечения преемственности в реализации дошкольного и школьного образования детей с ТМНР необходимо ввести в дошкольном образовании СИПР. Особого внимания требует решение проблемы дошкольного образования детей, нуждающихся в длительном лечении на дому или в медицинских организациях.
Татьяна Соловьёва, директор института коррекционной педагогики РАО, обозначила важность преемственности между дошкольным и школьным обучением детей с ТМНР. Она представила конструктор СИПР для дошкольника с ТМНР и поддержала инициативу участников круглого стола в создании рабочей группы при министерстве просвещения РФ для подготовки плана реализации предложений по итогам круглого стола в Общественной палате РФ по вопросам образования детей с ТМНР.
Ольга Афанасьева, директор ГБОУ Школы № 2070, представила положительный опыт школьного инклюзивного образования, включения детей с ТМНР в образовательную среду. С целью реализации права детей с интеллектуальными нарушениями на образование в школе организовано тьюторское сопровождение, штат тьюторов составляет 60 человек. Командная работа специалистов, педагогов и родителей позволяет создавать условия для социальной и образовательной инклюзии обучающихся с ТМНР.
О роли регионального ресурсного центра (РРЦ) в развитии системы сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с ТМНР рассказала Елена Семенова, руководитель РРЦ по Свердловской области. Она подчеркнула важность обучения специалистов региона организации образования детей с ТМНР по СИПР. Региональный центр создан на базе Екатеринбургской школы № 3 для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и является методической площадкой, оказывающей ресурсную поддержку педагогам, родителям и обучающимся с ТМНР в регионе.
Елена Инденбаум, заведующий кафедрой комплексной коррекции нарушений детского развития Иркутского государственного университета, рассказала об опыте подготовки студентов в рамках специализации для работы с детьми, имеющими ТМНР, подчеркнув важность развития данного направления в вузе. Такая подготовка обязательно должна включать достаточное количество часов практики и обучение будущих педагогов конкретным технологиям работы с детьми с ТМНР. В связи с этим целесообразно обеспечивать подготовку студентов по программам специалитета.
По мнению Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Марии Львовой-Беловой, в условиях растущего числа детей с инвалидностью необходимо утвердить концепцию комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. «Это позволит организовать непрерывное и системное сопровождение детей с нарушениями, их максимальное развитие и интеграцию в общество. Главное, чтобы документ включал в себя финансовое обеспечение и был принят на федеральном уровне». Омбудсмен предложила также разработать единый стандарт для инклюзивной образовательной организации.
По итогам круглого стола был подготовлен проект резолюции с предложениями Министерству просвещения РФ, Министерству науки и высшего образования РФ, Министерству труда и социальной защиты РФ, Министерству здравоохранения РФ, ОИВ субъектов РФ по решению проблем и повышению качества образования и социальной инклюзии обучающихся с ТМНР.
ул. Строителей, д.17Б
Тел.: +7 (499)131-06-83, +7 (499) 138-06-16
E-mail: [email protected]
Сайт: http://www.ccp.org.ru/